20.01.2017 Не допустить нарушений прав учащихся на доступ-ность образования
Результаты прокурорской проверки соблюдения законодательства об образовании потребовали принятия мер прокурорского реагирования.
Так, прокуратурой района в школах района проведены проверки соблюдения законодательства об образовании. В ходе проверок в 9 школах сельских поселений Павловского муниципального района и 1 школе г. Павловск были выявлено принятие Положений о родительском комитете МКОУ «» (далее — Положение), утвержденных приказами директоров, которые нарушали конституционные права обучающихся на бесплатность и доступность образования.
Установлено, что принятые в школах Положения не соответствовали требованиям законодательства, но, тем не менее, ими руководствовались в своей деятельности образовательные учреждения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 5 ч.1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а так же обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В нарушение указанных требований законодательства Положениями было закреплено, что задачами общешкольного родительского комитета являются участие в укреплении материально-технической базы школы и в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса (п. 2.1), привлечение ресурсов путем организации сбора средств, пожертвований, даров и спонсорских взносов (п. 2.3), содействие организации и улучшению условий труда педагогических и других работников школы (п. 2.4), а к функциям комитета относится участие в подготовке школы к новому учебному году (п. 3.7), участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, выполнения санитарно-гигиенических правил и норм (п. 3.11).
Таким образом, указанные положения позволяли осуществлять денежные поборы с родителей учащихся вопреки действующему законодательству.
Поскольку, такие положения не соответствуют требованиям действующего законодательства об образовании в Российской Федерации и нарушают конституционные права обучающихся на получение бесплатного и общедоступного основного общего образования прокурором принесены протесты на предмет отмены незаконных положений, предоставляющих право денежных поборов с учащихся и их родителей.
Указанные протесты прокурора удовлетворены, незаконные положения отменены, чем восстановлены конституционные права учащихся на получение бесплатного и общедоступного основного общего образования
Помощник прокурора Павловского района
юрист 3 класса В.В. Маринкин